mostymira.ru

Мост Ататюрка, Стамбул

Босфорский Мост, также называемый Первым Босфорским Мостом (турецкий язык: Bogazici Koprusu или 1. Bogazici Koprusu), мост в Стамбуле, Турция, через пролив Босфор (турецкий язык: Bogazici). Мост расположен на берегах районов Стамбула - Ортакёй (Ortakoy) (европейская сторона) и Бейлербей (Beylerbeyi) (азиатская сторона). Аэродинамическая палуба «висит» на зигзагообразных стальных кабелях. Мост имеет длину 1 510 м., а ширина дорожного полотна составляет 39 м. Расстояние между башнями (главный пролет моста) составляет 1 074 м. Возвышение моста над уровнем моря составляет 64 м. Это был 4-ый самый длинный висячий мост в мире на момент окончания строительства в 1973 году.

Решение построить мост через Босфор было принято в 1957 году Премьер-министром Аднаном Мендересом (Adnan Menderes). Для выполнения структурной технической работы был подписан контракт с британской компанией - Freeman Fox & Partners в 1968 году. Мост был разработан известным британским инженером - строителем сэром Гилбертом Робертсом (Gilbert Roberts), который также проектировал Мост Хамбера, Севернский Мост, Мост Форз Род, Оклендский Мост через Гавань, и Мост на реке Вольты. Строительство началось в феврале 1970 года, церемония начала строительства была посещена президентом Кевдетом Сунаем и Премьер-министром Сулейманом Демирелем. Строительство было выполнено турецкой фирмой Enka Construction & Industry Co. наряду с cо-подрядчиками Cleveland Bridge & Engineering Co. Ltd. (Англия) и Hochtief AG (Германия). Над проектом работали 35 инженеров и 400 человек рабочих.

Строительство было закончено 30 октября 1973 года, спустя один день после 50-ой годовщины основания республики Турция. Мост был открыт президентом Фахри Корутюрком и Премьер-министром Наимом Талу. Эрнест Фредерик, инженер - строитель, работающий на американское правительство и бывший в Турции в то время, был первым американцем, который пересек мост. Американский комик и Посол Доброй Воли ЮНИСЕФ Дэнни Кей, одетый как клоун, следовал за ним вместе с турецкими детьми. Стоимость моста составляла 200 миллионов долларов США.

На мосту расположены шоссе в восемь полос. В каждом направлении есть по три полосы для автомобильного движения плюс одна аварийная полоса и один тротуар. Будними утрами, пригородные транспортные потоки в Стамбуле, главным образом, движутся на запад к европейской части, таким образом, четыре из шести полос идут на запад и только две на восток, в целях разрешения транспортной проблемы мегаполиса. Будними вечерами, ситуация кардинально меняется - четыре полосы предназначены для движения на восток и две полосы на запад. За первые четыре года пешеходы могли пользоваться тротуарами моста, поднимаясь на пешеходную часть по средствам лифтов в башнях с обеих сторон. Сегодня ни пешеходы, ни грузовики не могут использовать мост (первые из-за большого количества самоубийств на мосту, вторые из-за возможной перезагрузки моста). В настоящее время, приблизительно 180 000 транспортных средств пересекает мост в обоих направлениях ежедневно, почти 85 % этих средств - легковые автомобили. 29 декабря 1997 года, миллионное транспортное средство пересекло мост. Полностью загруженный, мост оседает приблизительно на 90 см в середине промежутка.

Это - платный мост. Плата взимается только в одном направлении с Европы в Азию. С 1999 года, некоторые из кабин для оплаты проезда (#9 - #13), расположенные на крайне левых полосах, являются беспилотными и были оборудованы дистанционной системой оплаты (OGS), чтобы ускорить движение. В 2006 году плата составляла 3.00 YTL или приблизительно 2.00 $.

15 мая 2005 года в 7.00 по местному времени, американская теннисная звезда Венус Вилльямс сыграла показательную игру с турецкой теннисисткой Ипек Сеноглу на мосту, это был первый теннисный матч когда-либо сыгранный одновременно на двух континентах. Этот матч был организован для того, чтобы ознаменовать начало турнира Istanbul Open Cup WTA 2005. После окончания теннисистки бросили теннисный мяч в Босфор.